Поиск Карта сайта Главная страница

Совет Государственной Думы прислушался к позиции ТПП РФ по вопросу законопроекта «О саморегулируемых организациях»

05.08.2004

 

Совет Государственной Думы, который заседал 31 июля 2004 года и формировал повестку дня работы Государственной Думы 2, 3 и 5 августа прислушался к позиции ТПП РФ и не внес в повестку дня рассмотрение законопроекта «О саморегулируемых организациях» во втором чтении.

Позиция ТПП РФ по проекту федерального закона «О саморегулируемых организациях»

Проект федерального закона «О саморегулируемых организациях» внесен в Государственную Думу В.С. Плескачевским и группой депутатов, в том числе В.А.Пехтиным, В.М.Резником, В.В.Володиным, О.В.Морозовым, Н.И.Рыжковым, Г.В.Куликом, В.Г.Драгановым, Е.М.Примаковым и др.

Государственной Думой третьего созыва 14 октября 2003 года законопроект был принят в первом чтении. Вместе с тем, после этого законопроект был существенно изменен Комитетом по собственности под руководством В.С.Плескачевского в плане создания замкнутой системы СРО, призванной стать основой негосударственного руководства экономикой. Согласно заявлениям разработчиков, при его последующей доработке предполагаются дальнейшие шаги по созданию объединений саморегулируемых организаций на территориальном (региональном) и федеральном уровнях, то есть образование завершенной иерархически организованной системы экономического управления.

Следует отметить, что в действующем российском законодательстве уже имеется ряд положений о саморегулируемых организациях. Так, федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве)», «О рынке ценных бумаг», «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривается создание саморегулируемых организаций в соответствующих сферах профессиональной или предпринимательской деятельности.

Начинают развиваться различные формы саморегулирования и в иных сферах бизнеса. Это связано, в первую очередь, с желанием использовать преимущества, которыми наделены члены саморегулируемых организаций.

При всей внешней привлекательности принципов и норм саморегулирования, заявленных разработчиками законопроекта «О саморегулируемых организациях», на многочисленных «слушаниях» и «круглых столах», посвященных данной проблеме, высказывались опасения, что принятие данного законопроекта может привести к негативным последствиям.

Во-первых, анализ деятельности уже созданных СРО показывает, что широко разрекламированная передача им государственных полномочий и функций является в большинстве случаев чистой декларацией. Не располагая кадрами, опытом, они не способны к осуществлению ответственных функций, возникающих в связи с сокращением и разгосударствлением полномочий и функций государственных органов.

Во-вторых, полуторагодичная практика деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, созданных на основе Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», показала, что большинство из них вращаются в орбите влияния сложившихся крупных экономических групп и используются ими для передела собственности в свою пользу через механизм банкротств. Не исключено, что разрабатываемый федеральный закон «О саморегулируемых организациях» будет также использован в тех же самых целях.

В-третьих, взаимоотношения государственного регулятора и верхушки саморегулируемой организации носят обычно закрытый, непрозрачный характер, что способствует активному формированию коррупционных связей. Ввиду совмещения в саморегулируемой организации одновременно трех функций – выработки правил (стандартов) предпринимательской деятельности, контроля за соблюдением этих правил и привлечения к ответственности за их нарушение весьма велика вероятность возникновения коррупции и внутри самих СРО. При этом, учитывая специфику СРО, их высокую защищенность от государственного и общественного вмешательства, масштабы коррупции в этой системе могут быть значительными.

В-четвертых, практика показала, что внутри СРО не обеспечивается реального равноправия всех участников: обычно в ней доминирует небольшая группа крупных организаций, которые «заказывают музыку». В этой связи, в противовес заявленным «благим целям», саморегулируемые организации могут стать орудием подавления конкуренции, средством монополизации узким кругом лиц «входа» субъектов предпринимательства на рынок или в профессию, что опять-таки создает богатые возможности для коррупционеров.

В-пятых, членство в саморегулируемой организации накладывает на участников рынка ряд дополнительных обязанностей: уплату вступительных и членских взносов, взносов в компенсационные фонды, предоставление в СРО документальной отчетности, а также подконтрольность, дисциплинарную ответственность перед СРО.

В-шестых, законопроектом предусматривается создание солидной бюрократической прослойки органов управления и специализированных рабочих структур СРО, которые придут на смену сокращаемой «государственной бюрократии». Создание системы СРО и объединений СРО, по-видимому, несколько разгрузит государственный бюджет, но увеличит совокупные общественные затраты. Следует ожидать (такие предложения уже вносились), что издержки членов саморегулируемых организаций на содержание СРО и объединений СРО будут включены в цену товаров и услуг, реализуемых потребителям.

Что касается самого законопроекта «О саморегулируемых организациях», подготовленного Комитетом Государственной Думы по собственности ко второму чтению, то на прошедших 8 июня 2004 года парламентских слушаниях по нему был высказан ряд замечаний концептуального и юридико-технического характера.

1. Идея «обязательного членства» в СРО (статья 5 проекта), совершенно очевидно, антиконституционна, прямо противоречит статье 30 Конституции Российской Федерации.

2. Наделение СРО правом организации проведения третейских разбирательств (статья 6) противоречит международным соглашениям и законодательству Российской Федерации о третейских судах.

3. Наделение СРО правом представлять интересы своих членов без их поручения и доверенности (статья 6) противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации.

4. В проекте закона не конкретизированы способы разрешения разногласий между СРО и государственными органами (за исключением оспаривания в суде правовых актов).

5. При закреплении прав СРО по отношению к своим членам и обязанностей членов перед СРО, ничего не говорится о правах самих членов в отношении СРО.

6. В статье 8 проекта отсутствует норма, согласно которой плановые проверки СРО деятельности своих участников не должны дублировать другие виды государственного и ведомственного контроля, которые проводятся в отношении субъектов предпринимательской деятельности согласно действующему законодательству.

Существенным недостатком рассматриваемого проекта является отсутствие в нем статьи о взаимоотношениях СРО с системой торгово-промышленных палат, которая была в согласованном с нами первоначальном проекте, принятом в первом чтении, но исключена по инициативе В.С.Плескачевского. Тем самым заведомо закладывается конфликт между возникающей системой саморегулируемых организаций и уже существующей и действующей системой торгово-промышленных палат. Полагаем, что при принятии законопроекта во втором чтении необоснованно снятое положение должно быть восстановлено.

Все указанные замечания неоднократно доводились до членов рабочей группы, разработчиков законопроекта, но не были ими учтены.

Практика двух лет работы над законопроектом показала, что принятие данного рамочного закона в его нынешнем виде по меньше мере преждевременно. Более правильно, на наш взгляд, пойти другим путем – развивать положения о саморегулировании в текущем законодательстве, учитывая при этом особенности конкретной отрасли регулирования, готовность конкретного предпринимательского сообщества к созданию саморегулируемой организации. По мере накопления опыта можно было бы подойти и к принятию общего рамочного закона о саморегулируемых организациях, работу над которым необходимо продолжить.

 

Разработка и дизайн сайта
«ИнфоДизайн» © 2005