Поиск Карта сайта Главная страница

Подготовлено
НП «Российская коллегия оценщиков»

 

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С целью повышения авторитета ТПП РФ в области оценочной деятельности и формирования цивилизованного рынка, предлагается реализация систем профессиональной аттестации, разработки методического обеспечения и экспертизы и рецензирования отчетов. Для реализации данных мер предполагается создание в рамках комитета по оценочной деятельности ТПП РФ трех профильных комиссий. Осуществление данных мер позволит поднять на новый уровень статус ТПП РФ в вопросах оценочной деятельности и существенно улучшить качество регулирования в области оценки.

 

Аттестация

Профессиональная аттестация является одной из наиболее эффективных форм контроля в тех областях, где основой деятельности являются профессиональные знания специалистов, осуществляющих тот или иной вид деятельности. Аттестация позволяет проконтролировать знания конкретных специалистов непосредственно по кругу вопросов, обусловленных их повседневной практической деятельностью. Примерами успешной реализации систем аттестации могут служить специалисты рынка ценных бумаг, арбитражные управляющие, аудиторы.

В области оценочной деятельности, вопрос о необходимости проведения профессиональной аттестации оценщиков поднимался неоднократно. Более того, на сегодняшний день успешно реализуется несколько локальных систем аттестации, в первую очередь система аттестации оценщиков недвижимости. Проводимая администрацией г. Москвы. Однако, в силу определенных, в основном субъективных причин, до сих пор этот процесс не получил развития на федеральном уровне ни в положениях закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ни в повседневной практике. Более того, происходили попытки искусственного противопоставления профессиональной аттестации и итоговой аттестации, проводимой в конце любого процесса обучения и заключающейся в сдаче государственного экзамена, включающего вопросы всех дисциплин (в том числе и общеобразовательных).

Однако, актуальность введения профессиональной аттестации оценщиков остается крайне высокой. Данный процесс может позволить эффективно решить несколько важных проблем:

1. На регулярной (а не разовой в конце обучения) основе эффективно контролировать знания оценщиков непосредственно в области оценочной деятельности, включая практические знания, в достаточно развернутом виде (этого не позволяет сделать формат государственного экзамена в ходе обучения).

2. Контролировать чистоту рынка, поскольку грубые нарушения правил оценочной деятельности, нечистоплотная практика могут повлечь лишение аттестации, что повлечет обоснованную невозможность продолжать заниматься оценочной деятельностью. На пример, на сегодняшний день, в случае лишения организации лицензии за грубые нарушения, допущенные её работниками, ничто не мешает тем же оценщикам тут же подавать документы на получение лицензии в составе другой организации, поскольку единственным требованием является наличие диплома, который невозможно отобрать. В случае, если бы лицензионным требованием являлось бы наличие аттестации, которой можно лишить, повторный доступ на рынок нечистоплотным специалистам был бы закрыт.

3. Учитывая отмену разделения по видам лицензий, подготовка специалистов начала осуществляться по единым программам, что очевидно наносит вред качеству рынка, поскольку большинство оценщиков специализируются в одной — двух областях оценки. Возможное введение аттестации по нескольким основным видам оценки, позволил бы восстановить более качественный контроль за специализированными знаниями оценщиков.

Наконец, главная причина необходимости создания системы профессиональной аттестации оценщиков. Несмотря на недавнее введение лицензирования оценочной деятельности, общая тенденция, активно озвучиваемая федеральным Правительством, заключается в уменьшении государственного контроля и перенесения его в область саморегулирования. Оценочная деятельность, по совей специфике, является одной из наиболее приспособленных к саморегулированию. В рамках формирования системы саморегулирования, которое должно произойти в ближайшие год-два именно профессиональная аттестация должна стать ключевым звеном.

Предлагаемый план создания системы профессиональной аттестации специалистов-оценщиков в рамках Торгово-промышленной палаты Российской Федерации включает три основных этапа:

1. Формирование системы добровольной профессиональной аттестации оценщиков в рамках ТПП РФ и её пропаганда. В ходе реализации данного этапа необходимо реализовать следующие мероприятия:

а) Определение в рамках Комитета по оценочной деятельности ТПП РФ общей идеологии проведения аттестации, в частности её формы (скорее всего, письменный экзамен в тестовой форме) и количества оценочных дисциплин, по которым она будет проводиться раздельно.

б) Создание в рамках ТПП РФ комиссии по аттестации оценщиков. Данная комиссия должна быть самостоятельным органом в рамках Комитета по оценочной деятельности. В её состав могут входить специалисты, уже работающие в различных подкомитетах.

в) Определение регламента работы, подготовка процедуры работы и осуществления контроля, а также определение источников финансирования работы комиссии

г) Составление и публикация списка типовых вопросов и задач

д) Подбор основных первоисточников ля подготовки к аттестации, формирование специальных брошюр и пособий.

е) Подготовка совместно с ВУЗами краткосрочных подготовительных курсов для прохождения аттестации.

ж) Проведение компании по рекламе процесса аттестации среди оценщиков и потребителей услуг по оценке.

з) Непосредственное проведение аттестации, как в Москве, так и в регионах.

2. Продвижение системы профессиональной аттестации за пределы ТПП РФ. На этом этапе планируется взаимодействие представителей ТПП с различных государственных и коммерческих структур с целью распространения наличия аттестации в качестве добровольного или обязательного условия прохождения различных аккредитаций, участия в тендерах и т.д.

3. Инсталляция профессиональной аттестации в процесс регулирования или саморегулирования оценочной деятельности. Этот этап должен реализоваться после успешного набора аттестацией веса в оценочном рынке, и, в зависимости от развития ситуации, может развиваться различными путями:

  • подключение аттестации к процессу государственного лицензирования в качестве обязательного лицензионного требования;

  • передача непосредственно к ТПП РФ функций по регулированию оценочной деятельности, в чем набравший к тому времени обороты процесс аттестации будет основным аргументом.

  • передача системы аттестации в отобранную к тому времени саморегулируемую организацию, либо совместное её проведение саморегулируемой организацией с ТПП РФ.

 

Методическое обеспечение

Отсутствие внятных требований и методических документов в области оценки является одним из самых сложных проблем в области оценочной деятельности. До сих пор в нашей стране отсутствует более или менее внятная система нормативных требований к методологии и процессу оценки. Попытки создания стандартов оценки в рамках групп Министерства имущественных отношений могут являть собой скорее образец политических интриг, чем методической деятельности. При этом:

  • опыт создания стандартов оценки в рамках Российского общества оценщиков, за некоторыми исключениями, является очевидно неудачным;

  • «Стандарты оценки», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 519 от 6 июля 2001 года, являются крайне рамочным документом, содержащим при этом ряд недостатков и неточностей;

  • существующие попытки обосновать необходимость жесткой привязки будущих Российские стандарты оценки к системы Международных стандартов (IVS), неправильны, ввиду того, что данные стандарты изначально формировались для использования в системе Международных стандартов бухгалтерского учета, однако в нашей стране система бухгалтерского учета серьезно отличается от международной, к тому же в первую очередь нам необходимы стандарты, позволяющие обслуживать сделки в рамках гражданского правооборота.

По этому, сегодня имеется очень высокая потребность в создании качественной системы методических рекомендаций в различных областях оценки. Рекомендации должны касаться как различных виды объектов оценки, так и различных специальных ситуаций.

Использование интеллектуального потенциала, сконцентрированного Комитетом по оценочной деятельности ТПП РФ, при определенном финансировании может дать возможность в короткие сроки сформировать качественную систему методических рекомендаций в области.

 

Экспертиза и контроль качества

Создание системы профессиональной аттестации оценщиков даст возможность унифицировать требования к проведению работ и использованию профессиональных процедур. Это, в свою очередь, даст возможность осуществлять полноценный содержательный контроль за качеством выполнения отчетов об оценке.

Выполнение этой функции возможно только при создании соответствующей комиссии из ведущих специалистов и регламента, исключающего субъективность и конфликтные ситуации.

В то же время, статус ТПП РФ позволит практически сразу серьезно продвинуть данную услугу среди оценщиков и потребителей их услуг, включая государственные и контрольные органы

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Схема реализации потенциала Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в области оценочной деятельности

 

P.S. Данная документ обсуждался на встрече представителей ТПП РФ, РКО и НЛСОД, проведенной 18 февраля 2002 года, и был одобрен как основа для дальнейшей работы.

 

Разработка и дизайн сайта
«ИнфоДизайн» © 2005