Поиск Карта сайта Главная страница

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ОЦЕНЩИКОВ ПО ВОПРОСАМ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗАКОН ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Президенту Российской Федерации
Путину В.В.
Председателю Правительства РФ
Фрадкову М. Е.
Председателю Совета Федерации РФ
Миронову С. М.
Председателю Государственной думы РФ
Грызлову Б.В.

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Уважаемые господа!

В настоящее время идет работа над изменением порядка регулирования оценочной деятельности. Публично провозглашенными целями внесения изменений в Закон об оценочной деятельности являются:

  • ликвидация государственных функций, по которым оно признало неэффективность своего регулирования;
  • развитие и улучшение качества оценочной деятельности;
  • обеспечение профессиональной ответственности оценщиков по тем видам работ, результаты которых являются обязательными к применению.

К большому сожалению, усилиями комитета по собственности Госдумы разработан такой проект закона «О внесении изменений в закон «Об оценочной деятельности в РФ», который фактически приведет к существенному ухудшению деятельности такого сектора свободной экономики, как профессиональная оценка.

Разработчики проекта закона в своих комментариях концепции изменений представляют оценочное сообщество едва ли ни единственно ответственным за незаконное перераспределение собственности и неуплату налогов. Вместе с тем, такой подход ничем не обоснован, не подтвержден существующей судебной практикой.

Несомненно, такое явление, как неверная, ошибочная оценка существует, однако авторы проекта совершенно искаженно понимают роль оценщика в возникающих с его участием правоотношениях. По своей сути оценщик является консультантом, он выражает свое профессиональное мнение о стоимости того или иного объекта, подтверждая его соответствующими расчетами и иными доказательствами. Именно такой подход неоднократно был подтвержден Высшим арбитражным судом РФ.

Мы разделяем озабоченность разработчиков необходимостью повышения качества оценочных работ, а также необходимостью обеспечения профессиональной ответственности оценщиков, осуществляющих оценку, результаты которой являются обязательными к применению.

В связи с этим мы считаем жизненно важным указать на положения законопроекта, с которыми категорически не согласно оценочное сообщество, с указанием аргументации и альтернативных вариантов, и настаиваем на необходимости внесения в законопроект следующих наиболее важных поправок:

 

1. Исключить положения об обязательности членства оценщиков юридических и физических лиц в одной из саморегулируемых организаций оценщиков.

В случаях, когда результаты оценки не являются обязательными, оценщик не может считаться публичной фигурой, следовательно, государство не имеет оснований ограничивать гражданские права оценщика на осуществление принципов свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, свободу осуществления своих гражданских прав своей волей и в своем интересе. Также не должны нарушаться права оценщиков на членство в любом количестве существующих профессиональных организаций, если у них такое желание существует.

Мы предлагаем законодательно определять лишь способ регулирования тех видов оценки, результаты которой обязательны для заказчика. Главная задача государства при проведении обязательной оценки — обеспечение контроля за ее результатами. Более эффективными способами контроля могут быть, например, рецензирование отчетов по оценке в саморегулируемой организации оценщиков или открытая публикация результатов оценки в электронных СМИ.

Перечень обязательных видов оценки должен быть прямо указан в законе. Все остальные виды оценки должны быть исключены из сферы государственного регулирования.


2. Исключить условие обязательности формирования компенсационного фонда и обязательности участия в нем членов саморегулируемой организации.

Механизм компенсационного фонда не соответствует осуществлению провозглашенной для его оправдания цели — обеспечения материальной ответственности оценщиков за результаты оценки, которые являются обязательными, и повышения качества оценочных работ. Такой механизм создает дополнительные административные и финансовые барьеры для вхождения на данный рынок, создает почву для коррупции, монополизации деятельности, ухудшения условий существования малого бизнеса в РФ.

Применение механизма компенсационного фонда связано с дополнительными затратами на его обслуживание депозитариями и управляющими компаниями, а также с дополнительными рисками, связанными с процессом вложения и использования средств компенсационного фонда. Все это приводит к увеличению себестоимости оценочных работ и, соответственно, к необоснованному провоцированию роста цен на оценочные услуги.

Изъятие денег в компенсационный фонд с невозможностью их возврата оценщику при его переходе в другую саморегулируемую организацию или при выходе из профессии не имеет никаких правовых оправданий, данный механизм беспрецедентен и возмутителен по сути, имеет признаки инструмента крепостнической зависимости.

Мы предлагаем использовать отработанный международной и отечественной практикой, обоснованный нормативной базой гражданского законодательства механизм страхования профессиональной (гражданской) ответственности.

Страхование значительно в меньшей степени способствует удорожанию оценочных услуг после перехода к саморегулированию, более полно защищает интересы потребителей оценочных услуг, учитывает риски деятельности конкретного оценщика. Такой механизм существенно снижает коррупционный риск в силу наличия стороннего профессионального лица (страховой компании), заинтересованного в правомерности выплат. Выплаты при страховании осуществляется по решению суда, а не по личному решению руководителя СРО.

Кроме того, механизм страхования обеспечивает более быстрый режим возмещения вреда третьим лицам, поскольку предполагает перечисление денежных средств со счета страховой компании, в то время как средства компенсационного фонда в процессе управления преобразуются в менее ликвидные активы — ценные бумаги и банковские вклады.

Для повышения эффективности страхования по сравнению с существующим, необходимо более четко определить страхуемые риски, суммы ответственности, технологию выплат.


Требования, выраженные нами в этом Обращении, являются ключевыми, и они обусловливают необходимость доработки многих других положений Проекта изменений в Закон об оценочной деятельности, которые были составлены в том же неприемлемом ключе. Мы полагаем, что для развития механизма саморегулирования следует в первую очередь ускорить разработку и принятие закона «О саморегулируемых организациях». Кроме того, первоочередными мерами по повышению качества услуг должны стать действия по разработке полноценных федеральных стандартов оценочной деятельности и повышению требований к качеству и организации профессиональной подготовки оценщиков.

Понимая всю важность нашей профессии и ее роли в реформировании экономики российского государства, мы убедительно просим Вас не допустить принятия поспешного и непроработанного законопроекта. Мы также озабочены существующими проблемами, готовы участвовать в процессе повышения качества оценочных услуг и внести свои подробные предложения по совершенствованию законодательной и нормативной базы в данной сфере.

Рассчитываем получить от Вас ответ через СМИ.
С уважением,

Если Вы согласны с этими предложениями, оставьте свои координаты на странице сбора подписей

Список оценщиков подписавшихся под открытым обращением

 

Разработка и дизайн сайта
«ИнфоДизайн» © 2005

Rambler's Top100 TopListЯндекс цитирования Appraiser.RU

appraiser.ru@mail.ru

Skype: appraiser.ru    |    Facebook: appraiser.ru

ООО «АППРАЙЗЕР.РУ»
О деятельности компании