Поиск Карта сайта Главная страница

II Межрегиональная конференция профессиональных оценщиков Сибири
"ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
г. Омск, 11-12 сентября 2003 г.

Межрегиональная ассоциация
"Сибирское соглашение"
Некоммерческое партнерство
"Сибирская межрегиональная палата оценщиков"

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ"
(Утверждены на II межрегиональной научно-практической конференции "Тенденции развития оценочной деятельности сибирь-2003")

Новосибирск, 2003

 

Настоящий проект разработан на основе "Концепции развития оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом последних тенденций развития оценочной деятельности, в том числе итогов работы конгресса "10 лет оценочной деятельности в России. Итоги и перспективы". Необходимость в разработке "Основных направлений развития оценочной деятельности в СФО" вызвана следующими основными причинами:

  1. Отсутствием в обществе ясного понимания сути и роли оценки имущества и нематериальных активов в современных условиях.

  2. Влиянием оценки практически на все сферы экономической деятельности.

  3. Межведомственным характером деятельности по оценке.

  4. Нерешенностью вопроса о разграничении полномочий по регулированию этого вида деятельности между Центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления.

  5. Отсутствием законодательного обеспечения деятельности саморегулируемых организаций оценщиков.

  6. Нерешенностью вопроса о месте и роли частной и государственной оценки имущества и нематериальных активов.

  7. Отсутствием четкой системы нормативных актов, позволяющих организовать работы по регулированию этого вида деятельности на федеральном и местном уровне.

  8. Неразработанностью в настоящее время на государственном уровне основных принципов формирования нормативной и методологической базы по оценке и т.д.

Проект "Основных направлений развития оценочной деятельности в Сибирском федеральном округе" разработан рабочей группой, созданной при Исполнительном комитете (ИК) МАСС, одобрен Правлением НП "Сибирская межрегиональная палата оценщиков" (СМПО).

Руководитель группы:

Аксенов В.Н. - первый заместитель председателя ИК МАСС

Члены рабочей группы:

Мжельский М.Б. - Председатель правления НП "СМПО"

Орешин Д.А. - начальник управления по оценочной деятельности ИК МАСС

Кручинский П.Н. - президент НП "Омская коллегия оценщиков"

Волович Н.В. - директор НП "Объединение томских оценщиков для обеспечения профессиональной деятельности"

Буданаев А.П. - председатель "Некоммерческое партнерство оценщиков Кузбасса"

Введение

В соответствии со "Стратегией экономического развития Сибири" одной из главных задач является увеличение инвестиционной привлекательности регионов Сибири. На сегодняшний день практически завершен процесс формирования организационной структуры оценочной деятельности в Сибирском федеральном округе:

  • создана система государственного контроля за оценочной деятельности в лице региональных органов, уполномоченных Министерством имущественных отношений РФ;

  • имеют лицензию на осуществление оценочной деятельности более 630 юридических лиц и частных предпринимателей;

  • сформирована структура образования оценщиков - 10 учебных заведений готовят оценщиков по программам, утвержденным Мингосимущества;

  • создана система взаимодействия саморегулируемых организаций оценщиков и органов исполнительной и законодательной власти субъектов округа, в том числе контролирующих оценочную деятельность в виде экспертных советы по оценочной деятельности.

Следующий этап - это создание рыночной инфраструктуры, позволяющей существенно увеличить интерес отечественных и иностранных инвесторов к сибирскому региону.

Существующая на сегодняшний день практика сосредоточения крупных консалтинговых структур в Европейской части России не оправдана и не способствует эффективному решению поставленных экономических задач. В тоже время влияние деятельности оценщиков существенно сказывается на финансово-экономическом состоянии региона. Это связано в первую очередь с тем, что их услуги востребованы при всех операциях с собственностью: продаже, банкротстве и реструктуризации предприятий, а так же приватизации в соответствии со ст.12 закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" №178-ФЗ от 21/12/01г. и т.д. Не подвергая сомнению профессионализм оценщиков-нерезидентов, сибирские оценщики объективно имеют существенное преимущество - адаптированность к местным условиям и знание особенностей экономического развития сибирского региона, а также большой опыт работ в качестве субподрядчиков в Сибирском регионе для оценщиков- нерезидентов.

Вопросы создания и развития правового государства включают в себя целый комплекс мер по обеспечению равных прав всем членам общества, включая и имущественные права. Необходимыми гарантиями при этом является справедливая оценка этих прав.

Базируясь на мировом опыте развития оценки, в современных условиях России необходимо создавать и развивать национальную систему оценки. Недопустимо как слепое копирование зарубежного опыта, так и создание неких "принципиально новых" подходов, не учитывающих общемировые тенденции в развитии этого научного направления.

Формирование оценки возможно только на основе создания общего правового, методологического и информационного пространства на всей территории Российской Федерации. Создание изолированных региональных или ведомственных нормативных и инструктивных актов или иных документов, не связанных с общей системой оценки в РФ, является недопустимым.

Оценка как профессиональный вид деятельности должна отвечать текущим потребностям проводимых экономических реформ, а также учитывать как региональные, так и отраслевые особенности.

Основной функцией государства в формировании оценки должно явиться, в первую очередь, реформирование сложившейся централизованной системы правового регулирования этого вида деятельности без учета региональных интересов оценщиков.

 

1. Государственные функции и принципы регулирования деятельности по оценке.

1.1. Роль законодательной, исполнительной и судебной власти в области регулирования деятельности по оценке

Государство на рынке, в том числе и на рынке услуг по оценке, выступает в двух ипостасях: как институт, устанавливающий "правила функционирования рынка", и, с другой стороны, как один из участников этого рынка.

Необходимо чётко разделить две различных по сути сферы деятельности государства:

  • формирование административной системы регулирования деятельности по оценке;

  • деятельность государства как оценщика (кадастровая оценка земель, инвентаризационная оценка БТИ, оценка для налогообложения и т.д.).

Необходимо отметить, что практически до настоящего времени деятельность по оценке имущества и нематериальных активов являлась, в основном, функцией государства, что, соответственно, и определяло основные принципы регулирования этого вида деятельности. До сих пор еще не все подзаконные акты приведены в соответствие с Законом об оценочной деятельности в РФ.

Создание условий для независимой справедливой оценки имущества и нематериальных активов является прямой функцией любого демократического государства.

Основной целью создания системы государственного регулирования деятельности по оценке является формирование базовых условий для функционирования этого сегмента рынка услуг. На данный момент частично сформированы рамочные федеральные законы, которые требуют значительного уточнения, расширения и доработки по следующим направлениям:

  • приведение всех нормативных актов в соответствие с законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" №135-ФЗ от29/07/98г. с учетом всех поправок к названному закону;

  • обеспечить процедуры включения этого вида деятельности в общую систему законодательной, исполнительной и судебной власти; установить права и обязанности участников этого рынка и их исполнение;

  • обеспечить деятельность по оценке исчерпывающей системой стандартов и методических рекомендаций, системой сертификации качества услуг, системой нормативных документов и т.д.;

  • повышение роли саморегулируемых организаций оценщиков с последующей передачей части своих функций и полномочий по лицензированию и контролю саморегулируемым организациям.

1.2. Разграничение полномочий по вопросам регулирования между Федеральными органами государственной власти и органами управления субъектов Федерации

Рынок услуг по оценке существует как на федеральном, так и на местном (муниципальном) уровне. Объект оценки всегда имеет определенное местоположение, права собственности, налоговые обременения и т.д. Поскольку объектом оценки может выступать имущество, собственником которого является Российская Федерация, субъекты Федерации, юридические и физические лица, то в отношении вопросов регулирования этого вида деятельности должна быть реализована четкая система разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Основными механизмами регулирования деятельности по оценке являются:

  • лицензирование;

  • система нормативных документов;

  • система сертификации качества услуг;

  • система подготовки экспертов- оценщиков;

  • развитие саморегулируемых профессиональных объединений оценщиков;

  • включение процедур и методов профессиональной оценки в законодательство РФ;

  • система контроля за субъектами оценочной деятельности.

В соответствии с Федеральным Законом, деятельность по оценке подлежит лицензированию. При этом в Законе четко излагаются основные требования к лицензированию этого вида деятельности. Хотелось бы специально подчеркнуть, что вопрос лицензирования оценочной деятельности противоречит мировой практике регулирования профессиональных рынков и государственной политике умеренного участия в рыночных отношениях. Основная проблема состоит в отсутствии закона о саморегулируемых организациях, а также моральной неготовности контролирующего органа к передаче части своих функций саморегулируемым организациям.

Реализация принципа создания общего методологического пространства в РФ в области оценки может быть достигнута только при осуществлении на Федеральном уровне программ по созданию следующих основных механизмов регулирования:

  • систематизация и приведение в соответствие с международными Федеральных стандартов в области оценки;

  • созданию условий по унификации требований по сертификации услуг в области оценки;

  • разработка унифицированных требований к информационному обеспечению работы оценщиков;

  • приведение уже принятых законодательных и иных распорядительных актов Российской Федерации и субъектов Федерации, а также ведомств в соответствие с Федеральным Законом "Об оценочной деятельности в РФ";

  • контроль за исполнением законодательства в области оценки.

1.3. Разграничение полномочий по вопросам регулирования между ведомствами на Федеральном и местном уровне

Необходимым базовым условием для создания цивилизованного рынка услуг по оценке является разграничение полномочий в вопросах регулирования между ведомствами как на Федеральном, так и на местном уровне.

Все заинтересованные ведомства как на Федеральном, так и на местном уровне должны иметь чётко определённый круг устанавливаемых законом (законами, положениями и т.д.) прав, обязанностей и ответственности. При этом ведомства Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципалитетов не должны стремиться к созданию своих собственных систем оценки. На федеральном уровне должен быть закреплен запрет на создание ведомственных систем, отличных (противоречащих) системе общефедеральных Стандартов. Ведомства должны выступать в качестве таких же потребителей услуг по оценке, как и иные юридические и физические лица.

Недопустимо также совмещение учёта объектов и регистрации прав с оценкой этих прав. Необходимо также исключить из функций государственных (муниципальных) ведомств те работы, которые могут и должны - выполнять независимые профессиональные оценщики. Деятельность ведомств должна регламентироваться не ведомственными актами, а нормативными документами Правительства и Президента Российской Федерации, Законами Российской Федерации.

Наиболее продуктивным является создание специализированных нормативных документов, которые должны в первую очередь базироваться на системе общефедеральных Стандартов в области оценки. Кроме того, ведомства на всех уровнях, безусловно, должны осуществлять контроль за правильностью проведенных оценок, выполненных независимыми оценщиками для государственных нужд по заданию ведомств. Наиболее действенным механизмом, позволяющим исключить злоупотребления и конфликты, является, по нашему мнению, проведение конкурсов (тендеров) на право проведения конкретных оценок по заданию ведомств. При этом, когда заказчиком выступает государство, необходимо добиваться открытости путем привлечения саморегулируемых организаций оценщиков в составы комиссий по проведению конкурсов. Так же необходимо создание четких и единообразных критериев отбора.

 

1.4 Роль и место государственных и частных оценщиков в системе организации деятельности по оценке

Как показывает международный опыт, профессиональные (не государственные) оценщики оказывают услуги по оценке как гражданам и организациям, так и государственным службам, обеспечивая эффективное функционирование рынка. При этом основной сферой деятельности профессиональных (государственных) оценщиков является оценка имущества (недвижимости) для целей налогообложения и оценка для целей определения (согласования) тарифов для естественных монополий.

Государственный и частный оценщик являются равноправными участниками оценочного процесса. Ни тот и ни другой не должен иметь преимуществ. При этом основной задачей негосударственных оценщиков является обеспечение согласования результатов налоговых оценок в случае несогласия клиента с результатами оценки, выполненной государственным оценщиком.

Если у плательщика налога или производителя монопольной услуги возникают возражения к результатам, полученным государственным оценщиком, он должен иметь право обратиться к негосударственному оценщику с целью уточнения величины рассчитанной стоимости.

Таким образом, два равноправных участника оценочного процесса - государственный и негосударственный оценщик - обеспечивают полноценное развитие как экономики, так и создание условий для развития демократического общества.

 

1.5. Основные принципы взаимодействия государства и саморегулируемых организаций в сфере контроля и регулирования деятельности по оценке

В настоящее время механизм обратной связи между качеством оценки и возможностью дальнейшего осуществления оценочной деятельности основан на контроле за соблюдением оценщиком лицензионных требований и условий. Для того чтобы защитить интересы потребителей, государство обеспечивает контроль за деятельностью профессиональных участников рынка оценочных услуг.

С учетом международного опыта целесообразно осуществить поэтапный переход от лицензирования оценочной деятельности к качественно новому механизму обратной связи, основанному на персональной ответственности специалиста-оценщика за качество работы и негосударственном контроле его деятельности. Для реализации этой задачи необходимо следующее:

  • изучение Минимуществом России и саморегулируемыми организациями оценщиков международной практики добровольной сертификации специалистов-оценщиков, с учетом стандартов ISO;

  • выработка общенациональных форматов сертификации специалистов-оценщиков;

  • правовая и организационная трансформация лицензирования оценщиков в общероссийскую систему негосударственной сертификации и контроля качества работы специалистов-оценщиков.

Для этого необходимо организовать в Сибирском Федеральном округе при поддержке Полномочного Представителя Президента РФ и Межрегиональной Ассоциации "Сибирское Соглашение", структуру, способную лоббировать интересы региональных оценщиков на федеральном уровне не только при разработке нормативных и законодательных актов, но и при проведении конкурсов (тендеров) на проведение работ по оценке.

В соответствии с Федеральным законом, одним из важных элементов должен стать Национальный Совет по оценочной деятельности, который должен заниматься разработкой механизмов трансформации системы государственного контроля и регулирования оценочной деятельности в систему общественного контроля и регулирования.

Существующие основные принципы государственного регулирования оценочной деятельности можно сформулировать в следующих положениях:

  • принцип создания цивилизованной конкурентной среды в области оценки;

  • принцип разумного регулирования;

  • принцип равных возможностей как для государственных, так и негосударственных оценщиков;

  • принцип единого методологического пространства;

  • принцип единого информационного пространства.

Основной задачей государства является также содействие в применении процедур профессиональной оценки при решении конкретных задач в экономике. Органы исполнительной власти должны стремиться к тому, чтобы вопросы стоимостной экспертизы, стоящие перед конкретным ведомством, всегда решались на основе общей методологической базе профессиональной оценки вне зависимости от того, кто проводит эту оценку - государственный или негосударственный оценщик.

 

1.6. Деятельность саморегулируемых организаций, образованных по территориальному принципу

С целью повышения значения саморегулируемых организаций в развитии оценочной деятельности, учитывая, что в настоящее время идет работа над проектом закона "О саморегулируемых организациях", целесообразно разработать критерии, которым должна соответствовать саморегулируемая организация в сфере оценочной деятельности. Важнейшим критерием должно стать наличие эффективной внутренней системы контроля качества работы членов саморегулируемой организации.

Необходимость существования саморегулируемых организаций оценщиков по территориальному принципу диктуется следующими задачами:

  • защита внутренних рынков;

  • защита профессиональных интересов;

  • проведение антидемпинговой политики;

  • повышение профессионального и образовательного уровня.

Необходимо отметить, что деятельность региональных организаций не противоречит целям консолидации с иными, в том числе общероссийскими организациями оценщиков. Необходимо осуществление совместной деятельности с федеральными саморегулируемыми организациями оценщиков, в том числе по вопросам разработки единых стандартов и методических рекомендаций по оценке, информационного обеспечения оценочной деятельности, осуществления сертификации оценщиков, профессиональной этики, проведения экспертизы и другим вопросам, требующим единых для рынка оценки решений.

Важными направлениями совместной деятельности саморегулируемых организаций являются:

  • совершенствование системы контроля качества работы членов саморегулируемых организаций и проведения экспертизы оценочных работ;

  • антидемпинговые мероприятия;

  • формирование системы информирования заказчиков оценочных услуг о состоянии рынка оценки;

  • участие в разработке и совершенствовании методик проведения рейтингов оценщиков;

  • разработка системы справочной информации по различным параметрам, применяемым при оценке стоимости (отраслевым коэффициентам систематического риска, коэффициентам капитализации, мультипликаторам, ставкам роялти);

  • проведение научно-практических конференций по актуальным вопросам практики оценочной деятельности,

  • осуществление анализа новых методических решений в оценочной деятельности и формирование рекомендаций по их применению;

  • создание эффективного механизма взаимодействия саморегулируемых организаций оценщиков и потребителей оценочных услуг по системным вопросам совершенствования оценочной деятельности, в том числе в рамках работы Совета потребителей оценочных услуг при Минимуществе России;

Взаимодействие региональных саморегулируемых организаций оценщиков с иными саморегулируемыми организации может проводиться на основе конфедеративного объединения с ними. Главные условия такого объединение:

  • сохранение самостоятельного статуса территориальной саморегулируемой организации;

  • учет интересов территориальной саморегулируемой организации при выработке совместных решений и проведении соответствующих мероприятий.

2. Стратегические направления развития в области оценки

2.1. Оценка для целей налогообложения

Развитие и создание системы налогообложения имущества адекватной системе рыночных отношений является одним из ключевых вопросов налоговой реформы. Необходимо отметить, что оценка имущества и, в первую очередь оценка недвижимости по рыночной стоимости для целей налогообложения, является одним из существенных моментов в формировании местных бюджетов.

При этом надо иметь ввиду, что действительный эффект от проведения рыночных оценок может быть достигнут только при условии, что действительно будет определяться рыночная стоимость недвижимости, а не какая-то иная, например, инвентаризационная. Можно с уверенностью сказать, что использование понятия "рыночная стоимость" для целей налогообложения может принести ожидаемый эффект только при условии, что методология определения будет отвечать существующим международным стандартам и иметь четко отработанную и обоснованную систему проведения работ по определению рыночной стоимости.

Достоинством применения понятия рыночной стоимости недвижимости для целей налогообложения является, по нашему мнению, возможность равномерного распределения налогового бремени между плательщиками. Как показывает международный опыт, оптимизация и равномерное распределение между плательщиками налогового бремени позволяет не только увеличивать налоговые поступления, но и создает дополнительные условия для структурной перестройки экономики.

 

2.2 Оценка земли и природных ресурсов

Преобладание государственной собственности на землю означает монополизацию одного из важнейших факторов производства. Монополизация приводит к недостатку предложения участков, произвольному завышению стоимости их использования, что приводит к общему росту цен. При сохранении такой монополии развитие рынка невозможно. Поэтому ликвидация указанной монополии является важнейшей задачей, решение которой позволяет говорить и о развитии независимой оценки в России.

Купля-продажа полноценных объектов недвижимости делает возможным определение их рыночной цены, а для различных операций, включая и налогообложение, - рыночную стоимость. Налогообложение недвижимости на основании её рыночной стоимости создаёт возможность для адекватного финансирования инфраструктуры.

 

2.3. Переоценка основных средств предприятий

Первоочередной задачей по развитию этого вида услуг является разработка методологического обеспечения по реализации основных положений по реализации ПБУ 6/01, проведение, в первую очередь, работы с предприятиями о разъяснении сути этих работ, выгод, которые получают предприятия, согласование методологии и регламентов этих работ с Федеральными ведомствами, в том числе с Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ и Госкомстатом РФ.

Необходимо отметить, что оказание услуг предприятиям по обоснованию и оптимизации схем расчета амортизации является одним из основных видов деятельности оценщиков во многих странах с рыночной экономикой. Цель этих работ - анализ структуры и состава основных средств, обоснование и расчет износа на основании средних сроков службы по группам основных средств, корректировка восстановительной стоимости, выбор метода расчета амортизации, проведение расчетов амортизации по заказу предприятия.

 

2.4. Оценка для целей ипотечного кредитования

Развитие системы ипотечного кредитования, разрабатываемая в настоящее время нормативная база, введение механизма независимой оценки объекта залога, все это требует разработки методологии определения залоговой стоимости, как производной от рыночной стоимости. Достоинством применения понятия "рыночной стоимости" недвижимости является, по нашему мнению, в первую очередь определение инвестиционной привлекательности объектов и уменьшение рисков при ипотечном кредитовании. Как показывает международный опыт, при проведении операций залога, практически всегда базой при определении залоговой стоимости является рыночная стоимость объекта залога. При этом для оценки уровня риска, который берет на себя кредитное учреждение, обеспечивая себе возможность возместить в короткие сроки достаточную сумму средств в случае не возврата заемщиком кредита, необходимо определить отношение между рыночной стоимостью залога и размером кредита. Очень часто кредитные организации просят оценщика определить уровень ликвидности предмета залога.

 

2.5. Оценка для целей приватизации и муниципализации

В течение длительного времени государство останется крупнейшим собственником недвижимости. Необходимо ввести чёткое разделение государственной недвижимости на (а) используемую непосредственно для государственных и социальных функций и (б) используемую в коммерческих целях.

Вторая группа в соответствии с государственной политикой подлежит кардинальному сокращению. Приватизация и муниципализация, создающие первичный рынок недвижимости, должны рассматриваться как приоритетные задачи, которым следует подчинить иные направления деятельности государства как собственника недвижимости.

Положение, при котором земля искусственно отрывается от строений и исключается из оборота, ненормально с точки зрения рыночной реформы. Оно ненормально и с точки зрения юридической, поскольку нарушаются права собственников приватизированных объектов недвижимости (пп.1 и 2 ст.36 Конституции России), нарушается требование Конституции о недопущении монополизации (п.2 ст.34).

В процессе приватизации и акционирования предприятия из государственной собственности переходят в частную. Соответственно, образование мощного слоя частных собственников (акционеров) требует от руководителей этих частных предприятий решения принципиально новых задач как по управлению этими предприятиями, так и по взаимодействию предприятий с государством.

Собственник может купить или продать пакет акций предприятия, имеет права заложить имущество, застраховать его. Кроме того, учитывая изменения в налоговой системе в РФ, на передний план выходят вопросы оценки, как имущества предприятий, так и их активов. Эти проблемы пока еще не нашли своего широкого отражения в практической деятельности предприятий, а также в решениях органов исполнительной власти. Хотя в Федеральном законе об оценочной деятельности и приводится положение, по которому независимая оценка проводится для целей приватизации, однако, пока практика привлечения независимых оценщиков при определении стартовых цен при приватизации государственной собственности не является на данный момент прозрачной и требует существенной регламентации.

 

2.6. Оценка основных средств предприятий - монополистов

Анализ экономической ситуации показывает, что во многом тяжелое положение в экономике связано с вопросами регулирования тарифов и иных платежей за услуги предприятий - естественных монополистов. Создание нормального экономического климата во многом связано с введением обоснованных тарифов на эти услуги, при которых, с одной стороны, эти платежи для всех потребителей были посильны и не приводили к тотальным неплатежам, а с другой стороны, сами эти тарифы позволяли нормально функционировать предприятиям - производителям.

Как показывает зарубежный опыт, согласование тарифов, и в частности, обоснование амортизационных отчислений при утверждении этих тарифов в государственных органах, является одной из важнейших функций независимых оценщиков. Дело в том, что при расчете амортизации, при условии, что этот расчет производится исходя из фактического состояния основных фондов предприятия - производителя, возникают две основные задачи: уточнение восстановительной стоимости и определение износа, как функции сроков полезного использования и остаточного срока службы имущества. Поскольку при решении этих вопросов необходимо применение специальных методов расчета, включая и методы оценки физического, функционального и экономического износа, то проведение таких работ обычно осуществляют независимые оценщики. 

 

2.7. Оценка в целях управления стоимостью компании

Российская экономика унаследовала структуру, в которой факторы производства используются часто не эффективно. Поэтому, вливаясь в мировую экономику и становясь все более открытой, российская экономика, безусловно, должна проходить процессы реструктуризации. Это можно сделать только через преобразование конкретных предприятий. При этом надо понимать, что преобразование это не самоцель, и что критерием эффективности проводимых преобразований должно являться создание дополнительной стоимости.

Поэтому, формирование эффективной рыночной среды в Российской Федерации предполагает решения задач управления бизнесом, предполагающие максимально возможное увеличение их стоимости для акционеров. Увеличение стоимости возможно через постановку системы современного управления всеми факторами производства.

Базовой моделью расчета создаваемой стоимости в процессе управления предприятием является метод анализа дисконтированных денежных потоков, как наиболее полно отражающий бывшие, настоящие и будущие процессы производства.

Необходимо отметить, что данными методами расчета хорошо владеют оценщики и они могут успешно участвовать как консультанты в процессе управления стоимостью компаний наряду с иными профессиональными менеджерами.

 

2.8. Взаимодействие оценщиков, аудиторов и специалистов по финансовому консалтингу

Важным вопросом стратегического развития оценочной деятельности является вопрос о взаимодействии оценщиков с другими специалистами, оказывающими услуги предприятиям по финансовому и налоговому планированию. К сожалению, до недавнего времени в ряде нормативных документов, включая и Федеральные законы, наблюдается терминологическая путаница, при которой работы, которые должны по сути оказывать оценщики, относятся к компетенции аудиторов. Необходимо четко, и в первую очередь на уровне законодательства, ввести разграничение этих видов деятельности. По своей структуре, используемой методологии, системе нормирования оценка и аудит являются различными видами деятельности

Вместе с тем, работы по оценке и аудиту являются дополняющими друг друга составными частями общего анализа хозяйственной деятельности предприятий.

 

2.9. Профессиональная ответственность оценщиков

Оценщик, являясь непосредственным субъектом (участником) сделок с имуществом, как правило, берет на себя ответственность, существенно превышающую его финансовые возможности. Страхование профессиональной ответственности оценщика в большей части случаев не способно покрыть убытки при возникновении страхового случая. Для этого необходимо законодательно ввести ряд мер, способствующих защите интересов как самих оценщиков, так и сторон сделок с имуществом, а именно:

  • определение минимальной суммы страхования профессиональной ответственности;

  • предусмотреть страхование отдельных договоров оценки, в случае если стоимость сделки превышает пятьсот тысяч МРОТ;

  • ввести понятие профессионального стажа для оценщиков не менее трех лет, дающего право подписи отчетов.

3. Институциональная политика

3.1. Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации оценщиков является одним из основных вопросов создания полноценной профессиональной среды. Развитие учебного процесса, призванного отвечать потребностям как в долгосрочной перспективе, так и решать текущие задачи, является приоритетным направлением в вопросах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Здесь очень важно иметь региональную сеть учебных заведений, наделенных полномочиями решения данных задач. При этом высшие учебные заведения должны подключать к обучающему процессу опытных практикующих оценщиков. Это позволит качественно реализовать программы обучения, согласованные Мингосимущества и Мингособразования РФ, а также развить богатую учебно-методическую базу.

 

Разработка и дизайн сайта
«ИнфоДизайн» © 2005

Rambler's Top100 TopListЯндекс цитирования Appraiser.RU

appraiser.ru@mail.ru

Skype: appraiser.ru    |    Facebook: appraiser.ru

ООО «АППРАЙЗЕР.РУ»
О деятельности компании