Поиск Карта сайта Главная страница

Итоги международного "круглого стола": "Законодательное регулирование оценочной деятельности в Казахстане: состояние и перспективы"

Драка была славной и оказалась полезной для обеих сторон. По итогам международного "круглого стола" под скучным названием "Законодательное регулирование оценочной деятельности в Казахстане: состояние и перспективы" представители Министерства юстиции и практикующие оценщики разошлись, взаимно не удовлетворенные друг другом, но с чувством собственного достоинства.

По словам директора НИИ проблем устойчивого развития и заодно председателя совета казахстанской ассоциации оценщиков Вилена ЕЛИСЕЕВА, труд его коллег востребован, однако качество их работы не всегда вызывает доверие. Контроль со стороны государства существует, но довольно формальный и отнюдь не профессиональный. Отсюда все скандалы, акции протеста, вызванные "странными" оценками в случаях "изъятия для государственных нужд или надобностей" и растущий вал жалоб.

– Вилен Михайлович, вы хотите сказать, что не все ваши коллеги честные?

– Не все добросовестные. То, что встречаются не совсем грамотные – полбеды. А одна "паршивая овца", сами понимаете…

– Но методики приняты давно, стандарты – известны…

– Принципы – единые. А вот мозги – разные. И добросовестность… м-м-м… вызывает сомнения… Помимо квалификации, оценщику еще нужна порядочность! Вот разговаривали с коллегой из Англии. Спрашиваю: у вас есть конъюнктурная оценка? Он выпучил глаза: "А что это такое?"… А у нас это повсеместно. Позвоните в оценочную компанию и спросите: сколько "весит" ваш гонорар? И вам ответят, что его размеры будут зависеть от того, какая вам нужна стоимость оцениваемого имущества – не важно, что это: недвижимость, оборудование или что-то другое. Поэтому мы хотим, чтобы были приняты прозрачные и однозначные законы. Есть же честные оценщики, которые прямо в глаза коллегам могут сказать: ты врешь. И ты – тоже. Но ты соврал в силу своей низкой квалификации – и это исправимо. А вот ты – специально. В цивилизованных странах, если оценщика поймают на такой неправедной оценке – он на всю жизнь будет лишен лицензии и работы по специальности.

– "Волчий билет"?

– Именно. А у нас – пожалуйста, работай и обманывай дальше! Поэтому мы хотим договориться: давайте работать честно. И пусть все под этим подпишутся. Как в той же Англии. И тогда мы регулярно будем друг друга контролировать. Выявим кого-то из нашего круга, кто согрешил – сначала предупредим, а потом – до свиданья, дорогой товарищ. Больше в нашей ассоциации ты не состоишь, и лицензию мы у тебя изымаем… Но существует псевдогосударственая организация оценщиков, которая сегодня является "крышей" для таких деятелей. Мы против этого. Мы предлагаем на базе существующей ассоциации оценщиков сделать структуру, аналогичную зарубежным – с такими же полномочиями. Спор идет именно в этих рамках. Но нас не хотят слышать. Просто дело в том, что есть желающие, которые уже видят себя в кресле начальника всех оценщиков страны…

Резкий протест оценщиков вызывает государственное регулирование, которое чиновники Министерства юстиции навязывают этому сектору экономики, хотя давно известно, что рынок не терпит административного нажима. По словам одного из оценщиков, чиновники Комитета регистрационной службы, разрабатывавшие поправки в действующие законы за закрытыми дверями, никак не могут избавиться от желания все и всех контролировать. Только после того, как оценщики обратились к министру юстиции Загипе Балиевой, те предоставили текст для ознакомления.

– Они сами себе создали кормушку и совершенно не желают делиться полномочиями.

– А есть чем?

– Хм… В прошлом году центры по недвижимости только в Алматы получили доход более 800 миллионов тенге. В городе 315 тысяч объектов недвижимости. Средняя цена оценки – 2500 тенге. Каждый год цена меняется, сумма пересчитывается. Этим должны заниматься профессиональные оценщики, а не юристы, которые руководствуются одним документом, в котором три формулы и четыре таблицы. И им больше ничего не надо! Поэтому комитет и подгребает все под себя: и лицензирование, и контроль, и собственно оценку, потому что он – "уполномоченный государством орган по развитию оценочной деятельности". А деятельность-то не развивается! И эти бюрократы все время пытаются загнать нас в стойло. В мире такой практики нет. А у нас – есть…

– Но вы же сумели отстоять свои предложения на "круглом столе"?

– Частично. В мире давно перешли на саморегулирование: ассоциации сами в своем кругу заключают соглашение и проверяют работу своих коллег. Но государство, во-первых, не желает нас отпускать от себя, хотя время сейчас другое и правила игры должны быть рыночными. Должна быть определенная свобода. Но разрыв интересов в нашей деятельности продолжает расти… Все разборки еще впереди. Но зато договорились, что не будет единого органа – палаты оценщиков. Мы постепенно перейдем на саморегулирование профессиональной организации, повысим ответственность и наконец-то начнем заниматься наукой в нашей сфере…

Между прочим, сегодня в республике действует три с лишним десятка ассоциаций оценщиков, в которых состоит более двух с половиной тысяч специалистов различной квалификации. И далеко не все из них согласны играть по правилам. Потому что им так удобнее…


Автор: Сергей ТУНИК, "Мегаполис", 9 июля 2007 года
Источник: 
Цена оценки - NOMAD-Номад, Казахстан

Просмотров: 3492
Вернуться
Перейти в архив
 

Разработка и дизайн сайта
«ИнфоДизайн» © 2005