Поиск Карта сайта Главная страница

IV Международная научно-практическая конференция «Оценка судов и плавсредств. Роль оценки в судоходном бизнесе»
Город проведения: Санкт-Петербург Дата: 15 сентября 2010 г.
Организаторы: Российское общество оценщиков», НП «Партнерство содействия деятельности фирм, аккредитованных Российским обществом оценщиков».
Длительность мероприятия: 3 дня

15–17сентября 2010 г. в Санкт-Петербурге прошла IV Международная научно-практическаяконференция «Оценка судов и плавсредств. Роль оценки в судоходном бизнесе»,организованная Общероссийской общественной организацией «Российское обществооценщиков» и Некоммерческим партнерством «Партнерство содействия деятельностифирм, аккредитованных Российским обществом оценщиков».

Цель Конференции - налаживание партнерских отношений, обмен опытом и знаниями для повышения качества услуг по оценке, формирование системы методологического, информационного и делового взаимовыгодного сотрудничества между компаниями, выступающими на рынке оценки водного транспорта, морских и речных судов, портов и причальных сооружений и представителями пароходств, портов, банков, судостроительных, страховых, брокерских, сюрвейерских организаций.

Открытие конференции проходило на территории комплекса «Морской фасад».

Открыл Конференцию Председатель Санкт-Петербургского отделения РОО А.И. Шаскольский. С приветственным словом к собравшимся обратился Президент НП «Партнерство РОО» Игорь Артеменков.

Перед оценщиками выступили Исполнительный директор НП «Партнерство РОО» Николай Кузьмичев и Руководитель пресс-службы Объединенной судостроительной корпорации И.А. Рябов, который, в частности, рассказал о планах взаимодействия ОСК с оценщиками.

Михаил Войлошников прочитал собравшимся доклад «Имущественный комплекс морского предприятия, морские ресурсы и их оценка в составе имущественного комплекса с учетом рисков инновационной стратегии предприятия». Были рассмотрены следующие вопросы: морские ресурсы, как полезные для инвестора свойства морской среды;взаимосвязь экономических понятий: гудвилл морского предприятия, чистая текущая стоимость его имущественного комплекса и оценка морских ресурсов; объект стоимостной оценки – имущественный комплекс или обособленный актив морского предприятия; классификация активов морского предприятия; мотив инвестора, осуществляющего приобретение реальных активов морского предприятия; оценка преимуществ доступа к морским ресурсам как неидентифицируемого нематериального актива – гудвилла – морского предприятия и как вклада морских ресурсов в стоимость обособленного реального актива; взаимосвязь оценки морских ресурсов, неидентифицируемого нематериального актива и ставки дисконтирования как показателя коммерческого риска; оценка морских ресурсов с учетом суммарных инвестиций в реальный актив и с учетом показателя коммерческих рисков; приближенная оценка морских ресурсов с учетом методологических допущений; соответствие оценки морских ресурсов и чистой текущей стоимости; определение ориентира стоимости морских ресурсов с позиций инвестора, последовательно осуществляющего производство и продажу активов, например формирование и продажу комплекса активов морского предприятия, как систематическую деятельность.

В завершении первой половины дня была проведена презентация проекта «Морской фасад».

В продолжение конференции была организована экскурсия на ОАО «Адмиралтейские верфи», где оценщики пообщались со специалистами верфей, осмотрели строящееся судно и посетили музей предприятия.

Второй день Конференции был целиком посвящен докладам.

Модераторами выступили Александр Локтионов, Арнольд Юнитер, Михаил Войлошников.

Открыл день Александр Грицан с выступлением «Исследование уровня конкурентоспособности в мировом и отечественном судостроении». Его доклад вызвал большое оживление среди участников конференции. Основной вывод выступления - относительный уровень конкурентоспособности по российским верфям составляет около 40% от уровня южнокорейских верфей, что делает строительство гражданских судов в России низкорентабельным или нерентабельным. Без резкого повышения уровня производительности труда и дальнейшего сокращения продолжительности постройки вряд ли удастся снизить себестоимость постройки судов и достичь порога безубыточной работы.

Как результат отличного выступления – ажиотажный спрос на следующий день на книгу А.Б. Грицана «Методы инженерно-экономического анализа в ценообразовании на суди и плавсредства. Часть 1», 2004 г., пара десятков экземпляров которой разошлись менее чем за минуту.

Продолжилась конференция докладом Арнольда Юнитера «Отечественное и зарубежное законодательство применительно к оценке стоимости морских судов и плавсредств (основные понятия, требования к квалификации и степень ответственности эксперта, примеры из судебной практики)». Были рассмотрены следующие вопросы: судно, как объект оценки с позиции российского законодательства; к какому виду имущества (актива) относится судно как объект оценки; судно – плавучее сооружение, и они не являются по физической сути недвижимостью; зарубежная практика профессиональной оценки морских судов судовыми брокерами; оценка- мнение оценщика или документ доказательственного значения; уровень ответственности западных оценщиков. Арнольд Дмитриевич также сообщил уровень цен на приобретение информации, необходимой для оценки, - от 1500 фунтов за материалы ведущих компаний.

С большим удовольствием собравшиеся выслушали философский доклад украинского коллеги Якова Маркуса «От ценности к стоимости». Были рассмотрены понятия ценности, базы оценки, сегментации рынка судов, рынки, ценностные характеристики, определяющие стоимость, проблемы применения метода аналогов, особенности оценки пакетов акций судоплавательных компаний.

Александр Локтионов выступил с сообщением на тему «Особенности оценки транспортных судов доходным подходом в условиях кризиса и нестабильного фрахтового рынка». Он рассмотрел вопросы рынка оценки судов, сообщил о проблемах, связанных с оценкой и типичных ошибках, встречающихся в отчетах. Далее более детально были рассмотрены вопрос оценки судов с использованием доходного подхода, а также рассмотрены источники информации.

Николай Чеглаков выступил с докладом «Оценка в жизни судна».

Михаил Войлошников продолжил свое вчерашнее выступление и затем озвучил следующую тему, тесно связанную с предыдущей «Уравнение экономического баланса морского предприятия и оценка морских ресурсов с использованием уравнения баланса». Доклад охватывал следующие вопросы: Двусторонние предпосылки для оценки морских ресурсов – определения стоимости неидентифицируемого нематериального актива морского предприятия;  характеристика устойчивости структуры активов морского предприятия; уравнение баланса активов в структуре имущественного комплекса морского предприятия (две формы); дифференциальная форма уравнения баланса активов морского предприятия; экономический смысл фактора чистой текущей стоимости как характеристики устойчивости – баланса структуры имущественного комплекса; нематериальный актив на приращение инвестированной стоимости, системный принцип преемственности инвестиций и оценка текущей состоятельности инвестора; уравнение баланса активов имущественного комплекса морского предприятия в допущении о пропорциональности слагаемых той или иной степени чистой текущей стоимости; коэффициент баланса структуры активов в составе имущественного комплекса морского предприятия; определение фактора чистой текущей стоимости в зависимости от коэффициента баланса структуры активов; оценка длительности формирования имущественного комплекса морского предприятия; общая формула оценки коэффициента структуры активов в составе имущественного комплекса морского предприятия; допущение о распределении чистой текущей стоимости морского предприятия пропорционально рыночной оценке обособленных активов и уравнение баланса структуры активов в этом допущении.

На Конференции обсуждались не только темы оценки судов, но и вопросы оценки гидротехнических сооружений. Николай Береснев рассказал про определение всех видов износов при оценке прав пользования гидротехнических сооружений. Он сообщил собравшимся о том, какие стереотипы, сложившиеся при оценке объектов городской недвижимости, пришлось преодолевать; о существовании двух объектов, по которым применяется износ, - объект оценки (право пользования по договору аренды) и объект аренды (непосредственно ГТС); а также о 4-х видах износа. Помимо трех хорошо всем известных, стоимости права пользования по договору аренды присущ также юридический износ. Были рассмотрены причины его возникновения и способы учета.

Тему продолжил Дмитрий Плащинский с докладом «Практические методы расчета прав пользования гидротехническими сооружениями», рассказав о существующих требованиях к проведению оценки.

Завершил работу второго дня Вячеслав Буев, который сообщил про основные ценообразующие факторы на мировых рынках для боевых кораблей. Анализ результатов совершенных сделок в последние 15 лет по купле-продаже на мировых рынках боевых надводных кораблей с водоизмещением до 6000 т приводит к выводу о различном влиянии на стоимость корабля одних и тех же параметров для кораблей с различным водоизмещением. Параметрический подход, предложенный еще академиком А.Н. Крыловом, позволяет определить, как рынок оценивает изменение того или иного параметра корабля. Оценка влияния каждого фактора на конечную цену предоставляет возможность оценить коммерческую стоимость того или иного изобретения.

По уже сложившейся традиции вечером второго для состоялся банкет, на котором собравшиеся продолжили общение по теме конференции, но уже в неформальной обстановке.

Завершающий день работы Конференции был открыт семинаром Михаила Войлошникова «Системный подход при оптимизации по экономическому критерию характеристик в заказ судна». На семинаре были рассмотрены вопросы, связанные с выбором оптимальных параметров судов, что необходимо для рационального обновления флота.

Во второй половине дня собравшиеся выслушали доклад Арнольда Юнитера «Оценка технического состояния и стоимости морского судна (20-летний опыт независимого морского сюрвейера)», после которого автор провел мастер-класс «Оценка судов и плавсредств при страховании и кредитовании под залог (отечественный и зарубежный опыт)». Основными темами мастер-класса стали: экспертиза или оценка судна – что раньше?; что означает «оценка состояния и стоимости судна»; оценка для залога – кто заказчик, кто оценщик?; оценка судов западными брокерскими фирмами; когда страховщик вспоминает о независимой оценке?; рассмотрение экспертного заключения об оценке морского судна для страховой компании.

Завершалась конференция подведением ее итогов, на которой была подготовлен проект резолюции Конференции.

Все участники положительно отозвались о трех днях, проведенных в Санкт-Петербурге, были рады новой встрече со старыми знакомыми, обмену опытом и полученным новым знаниям. Юбилейная VКонференция по предварительным договоренностям состоится через год (хотя рассматривался вариант перехода на 2-х летний цикл проведения конференции), большинство заявок было отдано за Владивосток.

Более точная информация о месте и времени конференции будет размещена на сайте НП «Партнерство РОО».

Нельзя не отметить и радостное событие, которое свершилось в сфере информационного обеспечения конференции. На сайте НП «Партнерство РОО» (http://www.roopartner.ru) наконец открыт раздел, посвященный специализации в оценке, в том числе там размещена в открытом доступе информация по предыдущим Конференциям по оценке судов (http://www.roopartner.ru/index.php?channelid=6EB1FFE4-C9BA-4D01-8770-0E6C4289639E&cz=5AFF36FB-B33F-4203-9369-404D42F18764). А вот материалы новых конференций будут доступны не всем, но у участников встреч ограничений по доступу не будет.

Резолюция конференции будет размещена в ближайшее время.

 

Дерябин Юрий,
ЭСМИ «Appraiser.RU. Вестник оценщика»,
Санкт-Петербург,
15-17 сентября 2010 г.
Просмотров: 5299
Вернуться
Перейти в архив
 

Разработка и дизайн сайта
«ИнфоДизайн» © 2005